КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО >> Декоративно-прикладное искусство

Елецкое кружево



Документально подтвержденной датой рождения Елецкого кружева считают 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». О елецком же происхождении говорит изображение оленя и наличие полотнянки и сетки на самом изделии.
Кружево появилось в богатых купеческих и помещичьих усадьбах. Плели преимущественно простое парное кружево, из металлических, льняных и шелковых нитей, для украшения знати использовали кружева из золотых и серебряных нитей.
Самыми знаменитыми мастерицами считались монахини Знаменского монастыря. Двести насельниц монастыря, создали своего рода школу для елецких кружевниц. Они на заказ изготавливали штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.
 Постепенно занятие для богатых проникает в народ.
Кружевницы объединялись в школы, которые дали невероятный толчок к развитию кружевоплетения. В Ельце такую школу организовали помещики Стаховичи-Огаревы. Они не только  обучали девушек, но и наиболее способных отправляли на обучение в Мариинскую школу Санкт-Петербурга.
Из  тончайших хлопчатобумажных  нитей выплетали платья, блузы, жилеты, панно, скатерти, салфетки.
Выработался Елецкий стиль: растительные узоры, розетки, геометрические мотивы и рельефная скань; вилюшка переходящая из полотнянки в сетку; фирменный «Елецкий» цветок.
Популярные  елецкие узоры: «шашками» и «елецкий край», «жучки с цветком», «гречишка» и «жемчужная»,«гречишка с цветом» с розетками внизу, «узенькая перевенька», «пустушка», «сливочки», «реченьки».
Число узоров елецкого кружева непрерывно росло, их к концу XIX века насчитывалось более двухсот. Но подлинно елецкие — многопарные, в которых иногда требовались сотни коклюшек, постепенно плести перестали, плели самое простое, парное кружево.
Чаще вместо льна белого, сурового и желтоватого цветов мастерицы употребляли хлопчатобумажную нить «паутинку шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев. Для некоторых узоров она шла разной толщины и цветная.
Начало производству было положено во второй половине XIX века. К концу века промысел охватывал уже 25 населенных пунктов и несколько соседних волостей. К началу XX века число кружевниц увеличилось примерно в 4 раза.
В конце ХIХ века Елец превратился в важнейший центр производства и торговли кружевом.
    Мир оценил его по достоинству. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене творения ельчан покорили своей красотой. В 1927 году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке.   
Впервые елецкие кружевницы объединены в Промысловый Союз в 1924, который до 1941 находился в ведении Всероссийского кооперативного Совета. В состав Союза входило 45-49 артелей.Первая мировая война внесла коррективы в кружевное производство и оно сильно сократилось.В 1944 г., несмотря на продолжающиеся бои на фронтах, восстановлен Елецкий профсоюз кружевниц. А в пятидесятых годах его увидели Международные выставки в Праге, Каире, Брюсселе.
Возрождению елецких кружев способствовало творчество старейшей мастерицы Д. Н. Матюхиной. В 50-е гг. началась творческая работа П. Г. и А. Г. Петровых, которые вводят сцепную технику кружевоплетения, ведут творческий поиск своего, елецкого направления в крупных штучных изделиях. В становление Елецкого кружева внесла свою лепту художница Н. С. Жукова.
    В рисунок вводится растительный орнамент, состоящий из веток, листьев, цветов, обрамляемых сложной ажурной каймой. Елецкие кружева богаты узорчатыми деталями, различной плотностью плетения. Орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок или сочетается сцепная техника с парной. Примечательно также двухцветное елецкое плетение – уникальные полотнянка и сетка.
Профсоюз кружевниц действовал до 1960 года, а затем  преобразован в комбинат художественных промыслов. С укреплением базы он получил статус производственного объединения «Елецкие кружева», а с началом реформ преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью – фирму «Елецкие кружева». К 90-м годам в России производилось столько хлопчатобумажных кружев, что продукция ельчан стала терять рынок сбыта. В 1996 году предприятие «Елецкие кружева» было на грани банкротства.
В наши дни сохраняют традиции кружева и передают молодому поколению на кафедре дизайна и народной художественной культуры в  институте истории и культуры Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина по адресу ул. Орждоникижзе 78.
Елецкому кружеву обучают на предприятии ООО Елецкие кружева,  в Детском объединении «Елецкое кружево» (от 6 до 18 лет);
в кружках и студиях Липецкой области: в посёлке  Солидарность, в Детской Художественной Школе села Красное, в «Кружевной сказке» МБОУНОШ в д.Казинка.
Музей народных промыслов и ремёсел рассполагается на улице Ленина, в доме 68.  В нём есть отдел кружева, в котором можно увидеть  замечательные кружевные работы и даже полюбоваться работой мастерицы, плетущей кружево.
В Ельце на улице Октябрьской дом 108, находится Дом Елецкого  кружева, это частный музей, детище Крикунова Евгения Паволовича, в котором хранятся образцы кружев разного времени, собранные более чем за 25 лет.
Вот строки из стихотворения работницы фирмы «Елецкие кружева»:
«Покуда связь времен жива – В Ельце плетутся кружева…»

Автор: Иванникова Людмила Николаевна


Дата публикации: 15-12-2017

Понравился материал? Поделитесь с друзьями прямо сейчас!

Нравится
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий.

Подпишитесь на рассылку

Два Мастер-класса в подарок

ВХОД В КЛУБ

Присоединяйтесь к нам!