КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО >> Декоративно-прикладное искусство

Русские народные пояса.

Днем, как обруч, ночью, как уж, кто отгадает — будет мой муж.*

/Русская народная загадка/

Поясами подпоясывались рубахи и сарафаны, поневы и плахты, верхняя одежда. Они являлись обязательным и существенным, конструктивным элементом женского, мужского и детского народного костюма. Пояса различались по способу изготовления, структуре поверхности и орнаментации: плетеные на пальцах и коклюшках; вязаные на иглах и крючком; тканые на кроснах (ткацкий станок), на бердечке(бердо), на дощечках и на сволочке (на ниту).

С обряда опоясывания начиналось приобщение ребенка к окружающему миру людей.

Poyasa Gushinoy Olesy.jpg

Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина от 1 м до 3 м. Помимо чисто утилитарного назначения, пояс выполнял и некоторые обрядовые функции. Он должен был защищать человека от влияния внешних сил, создавал магический круг.

Женщины завязывали его только на левой стороне, мужчины на любой. Молодые парни обертывались кушаком два раза, начиная спереди, и не завязывали, а подтыкали под него концы.

Для плетения поясов изначально использовали шерстяные и льняные нити, позднее хлопковые.

Существовало множество местечковых названий поясов. Так в Пермской губернии узкий мужской плетеный пояс, которым подпоясывали рубаху, назывался тельником. В этой же губернии женский плетеный или валяный из шерстяных нитей пояс назывался покромкой. Этот пояс носили только замужние женщины и он отличался сложным, рельефным геометрическим узором.

Сложным узором отличался выкладной пояс старообрядцев Верхнего Прикамья. Сложность узора этого пояса зависела от количества квадратных дощечек, на которых он ткался. Местное название дощечек – тапочки.

В Северных и центральных губерниях страны, мужской пояс из красных шерстяных нитей, связанный в виде ромбической сетки называли сеточкой. По народному поверью, пояс этого типа обладал, благодаря большому количеству узлов, особой магической силой и ним подпоясывали жениха прямо на голое тело под одежду.

В Задонском и Землянском уездах Воронежской губернии был известен термин свирцовка - женский праздничный широкий пояс из желто- красной шерстяной ткани с белыми продольными узкими полосами. Его концы украшались шелковыми лентами с цветочным орнаментом, позументом, тесьмой, бахромой, оборками из лент или тесьмы. Свирцовка надевалась с праздничной поневой.

Почти во всех губерниях Европейской России и в Сибири была известна тесемка для одежды, которая со временем превратилась в пояс. Агашень, гашник, агашник, гашень, мутовиз, паверза. Изначально агашник пропускался в кулиску(подогнутый край) юбок, штанов, понев и завязывался спереди или на боку. В женском костюме, как правило, прикрывался поясом, плелся на пальцах.

berdo.JPG

В Орловской и Рязанской губерниях был известен жичный кушак, длиной до 3-х метров и шириной до 15 см, который ткали с продольными полосками. На концы пояса пришивали расшитые подвески в виде полукруга. Молодые женщины по праздникам иногда надевали по два таких кушака.

В нашем клубе вы ознакомитесь с несколькими способами изготовления поясов.

Для вас опубликован мастер-класс по плетению пояса на пальцах.

Автор: Иванникова Людмила Николаевна


Дата публикации: 28-08-2012

Допольнительная информация доступна только подписчикам.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями прямо сейчас!

Нравится
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий.

Подпишитесь на рассылку

Два Мастер-класса в подарок

ВХОД В КЛУБ

Присоединяйтесь к нам!